Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
выносит мне мозг с одной затяжки. Это хорошо. Это правильно. Это значит - верной дорогой идём, товарищи.
Одна проблема - мне всё-таки необходимо как-то так вывернуть голову, чтобы понять, как этот концепт может воприниматься как правильный (у меня тут затык на полной алогичности момента, как у того хипа в трамвайчике, который зимой под открытой форточкой стоял))))
Поэтому вопрос - вдруг кто-то знает/понимает/слышал внятное объяснение, что вообще имеется ввиду за этим мемом культурным паттерном. Хотя подозреваю я вас, дорогие собеседники, в том, что вы все такие же изнеженные цивилизацией утилитарные гуманисты)). Ведь не хухры-мухры, дофига мировой культуры художественной и не только этим понятием оперирует... И вообще всяческое там "Мне отмщение..."
Единственный утилитарный смысл который я вижу - это гнев, реализация такового. Но оно ведь через раз идёт пакетом с "надо подавать холодным", а через другой раз - пакетом с дурой, которая остаётся таковой. сколь сурова она ни будь)

В общем, фрустрации не чувствую, поговорить хочу)
Кто как понимает выражение "искупить вину" в приложении к понятию "наказание". (Формат "искупить вину" за нарушение школьной дисциплины тем, что вставить окна в кабинете зауча, выбитые из рогатки, я понимаю, песня не о том))

@темы: Ну зачем ты так упоролся?...

Комментарии
17.12.2014 в 20:16

Но как нам хочется порой лицом в ладони окунуться...
А какого формата ты не понимаешь?
Во-первых, есть «компенсация». Прямая или непрямая. Например... ну, впилился в чужую машину — оплати, намалевал на общественном мосту неприличное — подметай город три месяца и три дня в компенсацию труда тех, кто твое художество отмывал...
Во-вторых, есть «епитимья» — более ритуальное явление, когда человеку назначают некое наказание, по понесению которого он считается искупившим. Это, сдается мне, глубокая биология в культурном фантике.
17.12.2014 в 20:38

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Apraxina, ну, впилился в чужую машину — оплати, намалевал на общественном мосту неприличное — подметай город три месяца и три дня в компенсацию труда тех, кто твое художество отмывал... Нет, это как раз утилитарный гуманизм))) Это всё очевидно и понятно.
Во-вторых, есть «епитимья» — более ритуальное явление, когда человеку назначают некое наказание, по понесению которого он считается искупившим. Это, сдается мне, глубокая биология в культурном фантике. Объясни мне, ради осьминога Ктулху, _какая_ тут биология. Я вот именно про это говорю. То есть именно про искупление вины (первое. которое про машину- оно не искупление вины, оно возмещение вреда, действие, направленное на некий внешний объект, а вина - категория внутренняя) Причём я про наказание именно каким-то дискомфортом (вариант 10 раз "Отче наш"- это условно-практический вариант, типа - посиди в чулане, подумай над своим поведением. Тоже, конечно, странно - но внутренняя логика есть)) )
17.12.2014 в 20:58

Но как нам хочется порой лицом в ладони окунуться...
_ЛАЙТ_, да довольно простая тут, как я понимаю, биология. Глубоко в подоплеке лежит вилка про конкуренцию внутри группы/конкуренцию между группами, та самая, по которой внутри группы отдельной особи выгодно поведение эгоиста, а в конкуренции между группами выигрывает более сплоченная альтруистичная (взаимно) группа. Она же та, по которой асоциальная особь, присваивая чужую долю ресурса в группе, повышает шансы на выживание своего потомства, несущего те же асоциальные задатки или образ действия, так что ослабляет группу в целом.
Особь, совершившая действие против интересов группы, несет определенные штрафные санкции, уравновешивающие это и/или понижающие ее собственную долю ресурса.
Это со стороны этологической.
А со стороны нейроэндокринной — ну так виной. переживаемой физиологически (дискомфортные гормоны) закрепляется нежелательность определенного поведения, но опять же в интересах стаи, чтобы особь закрепила поведение, а не вовсе кончилась, поэтому помимо механизма вины, существует и механизм прощения.
А потом сапиенс на это уже культуры понавешал.
18.12.2014 в 05:56

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Apraxina, уравновешивающие это и/или понижающие ее собственную долю ресурса. Медленно можно ещё для тупых? Уравновешивающие - понятно. А понижающие - зачем?
Да про чувство вины более-менее понятно. (Хотя для меня оно внутренне вообще от жалости слабо отделимо, это если межличностный план брать - но тут я хоть примерно понять могу). А вот с паттерном _искупления наказанием_... плохо понимается, особенно при попытке не механику продумать, а субъективное восприятие постичь)
18.12.2014 в 08:27

Но как нам хочется порой лицом в ладони окунуться...
_ЛАЙТ_, затем, что если сапиенс ослабляет группу в свою пользу, то лучше его ослабить, и достаточно серьезно.
А ты сначала понимай механику и экономику, а потом уже восприятие, это как раз варьируется. :)
18.12.2014 в 14:46

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Apraxina, Ну, слушай... если под всем этим и есть именно такая биологическая база (возможно - но это только гипотеза)))) - так вот, если и есть, то психология в отдельных головах - это совсем другой коленкор. Она напрямую из биологии не выводится (если бы выводилась, то у всех бы так было).
Хотя пара полезных мыслей из идеи ослабления-усиления вытекает.
Всё-таки идея искупления в прямом товарно-денежном выражении, то бишь виры во всяких изводах, кажется мне на порядок логичнее и биологичнее, если уж на то пошло)
18.12.2014 в 15:13

Все фигня - кроме дзена. Да и дзен, на самом деле, тоже фигня.
для меня единственное понимание искупления вины (если до него доходит) - комплекс действий, направленных на максимально возможную ликвидацию последствий твоих же действий, которые привели к созданию ситуации, которая подразумевает, что тебе вообще надо что-то искупать. И это скорее связано с завершенностью действий или внутренней справедливостью, а не наказнием.
18.12.2014 в 15:45

Но как нам хочется порой лицом в ладони окунуться...
_ЛАЙТ_, что идея виры, что тюремного заключения, это все одна и та же идея ущерба ресурсам нарушителя. Ограниченного, причем. Более развитое общество активно использует вину как механизм воспитания, а не только материальный убыток.
18.12.2014 в 16:51

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Apraxina, что идея виры, что тюремного заключения, это все одна и та же идея ущерба ресурсам нарушителя Ага.) Это как с прелюбодеянием и дальше сама знаешь). Разница колоссальная))) особенно в головах разница, которая меня и занимает.
И вот вряд ли ты будешь меня убеждать, что фигура А, которая полагает, что виновного в, например, осквернении святынь надо побить камнями посадить в турма и фигура Б, которая на тот же случай полагает, что осквернителю надо дать в руки лопату и заставить ухаживать за садиком при святыне - внутренне в голове устрроены одинаково и, как бы это сказать, равнокачественны)))
Но устройство второй головы мне понятно, а вот устройство первой... И, кстати, тако же комплиментарной к первой, то есть считающей, что, ежели она вольно\невольно попрала святыню, то надо не молиться\поститься\благотворить а бить себя плёткой-девятихвосткой пяткой в грудь и копчиком по затылку.
Кстати. на всяк. случай - святыня тут к слову подвернулась, я могу вполне светский пример придумать)
18.12.2014 в 16:53

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Арьего, для меня единственное понимание искупления вины (если до него доходит) - комплекс действий, направленных на максимально возможную ликвидацию последствий О, езчо утилитарный гуманист))) Вот я про то же. Но мне припёрло разобраться, как работает изнутри другая модель, благо - как раз её носителей не сеют-не жнут.
18.12.2014 в 17:10

Все фигня - кроме дзена. Да и дзен, на самом деле, тоже фигня.
блин, мне теперь уже тоже интересно стало:alles:
Я не догоняю, что туда еще можно впихнуть (ну как в часовой механизм велосипедное колесо впихивать - извернуться-то можно, а зачем?)

Офф: а при чем тут изнеженные цивилизацией? Ну то есть, с одной стороны, я понимаю, что гуманизм это продукт цивилизации, но вот чувство вины в этом не идентифицируемом мной варианте вряд ли у каждого питекантропа сидело, им вроде не того было?..
18.12.2014 в 17:48

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Арьего, А посмотри выше. Вообще вот все эти штуки - вина\возмещение ущерба\и прочее - они вплне биологический базис имеют. Но вот как из биологического базиса получается моральная норма - хз. Но мне-то интересно. не как она получается- а как она работает))))
18.12.2014 в 21:08

Но как нам хочется порой лицом в ладони окунуться...
Арьего, чувство вины, судя по всему, начало формирование где-то с ростом социального интеллекта, тот же период что и удвоение веса мозга за счет коры. То есть, в период формирования стай с дифференциацией функций.

_ЛАЙТ_, да равнокачественны они по базе. Причем методы первого вообще-то более эффективны для условий не-штучного воспитания короткоживущей особи. Твои представления вряд ли применимы к реальной практике кроме очень хорошо отобранных осквернителей. А чем человек грубее и примитивнее сформирован, тем яснее ему камни и непонятнее, какой еафиг садик :)
19.12.2014 в 05:38

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Apraxina, методы первого вообще-то более эффективны для условий не-штучного воспитания короткоживущей особи. Раскрой подробнее, если можно) Почему не-штучного? Почему короткоживущего - понятно.

да равнокачественны они по базе база у всех одна - следовательно, качество определяется не ей, а тем различием которое делает практическое различие (а база, как та вечность - может быть вынесена за скобки))). Ну не будешь ты говорить, что в голове одинаково устроена фигура, которая считает, что _нужно_ побивать камнями, это правильно - и фигура, которая лопату, ели что, врУчит, а может быть вручИт, но вот побивать камнями и сама не станет, и другим, по возможности, не даст? Или ещё лучше, фигура, которая вскопала садик, осознала, что так делать не надо - и дальше живёт - и фигура, которая осознала, но ищет кирпича, потому что без того чувствует, что нет, вина не искуплена?

А чем человек грубее и примитивнее сформирован, тем яснее ему камни ??? Ну на это списывать в современном обществе вообще было бы странно))
19.12.2014 в 08:39

Но как нам хочется порой лицом в ладони окунуться...
_ЛАЙТ_, потому что в ситуации с садиком это чистой воды воспитабль (по мне так со специфическим привкусом). За садиком лучше поухаживает садовник. Но воспитатель изволит делегировать его функции кому-то не для экономии на садовнике, а для инвестиций в облико морале воспитуемого. И потому, блин, что далеко не с каждым этот номер пройдет хотя бы без ущерба для садика. :)

Буду, буду говорить. Иначе в голове устроена фигура, которая пожмет плечами — осквернил и осквернил, разве надо с ним что-то сделать? Или которая просто не способна воспринимать, почему сосиски на вечном огне не жарят. Вот это иные в голове фигуры, да. А ты просто оформлением вины и наказания перебираешь :)

Вот странно ты себе видишь современное общество...
19.12.2014 в 16:43

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Apraxina, Не, насчёт садовника ты не права- может, если кто за него будет месяц грядки поливать, то он высадит 10 розовых кустов. на которые иначе просто не хватало времени) Для неквалифицированной рабочей силы всегда применение найдётся.
Почему обязательно облико морале-то? Возмещение ущерба. Я под осквернением имею ввиду матерные частушки, _написанные_ на заборе.

Ну не знаю. По-моему, человек, которому идея причинения бесполезных страданий приемлема и понятна - и человек, которому нет - тоже очень отличаюся.
19.12.2014 в 18:47

Но как нам хочется порой лицом в ладони окунуться...
_ЛАЙТ_, они бесполезны только если вокруг предельно атомизированное общество, которого вряд ли может быть вообще, или сплошные психопаты. Да и то в криминальных структурах, где психопатов кишмя кишит, это вполне практикуется. Хотя, похоже, надо уточнить: вообще-то кого-то побивают камнями не для его воспитания :)
«Капитан поймал Паркхилла и выбил ему зубы»(с) — зачем, чтобы тот не кусался? :)