Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
а вот не зря мне подсознание намекало про новизну и уникальность сильмарилей)))). Что-то меня в предыдущем треде царапало. только я сказать не мог, что именно. Ну вот меня внезапно посетила идея. в чём именно эта самая уникальность могла быть. Так, чисто на уровне сенсорной очевидности. Мнится мне, что в них было смешение _полного_ света древ. Не то, которое в "час смешения света", а то, которое в "полдень" Лаурелина и в "полночь" Тельпериона. И тогда получается, что вовсе не "отщипнул кусочек чуда и положил его в консервную банку" - а вполне самостоятельное, рукотворное чудо. Просто поменьше. А то так можно бог знает до чего договориться, например, до того, что стихи - это кусочек чуда в банке, поскольку язык первичен и существует до стихов.
...А валары они вообще такие ребята, забавные. Им доверь воплощённых - не разобьют, так потеряют. Что я не так сказал? Гномов чуть не разбили, хильдор потеряли. Да и с эльфами. често говоря. дело не в гусях, а всё не ладно...
Не отпускает чудо-трава....
...А валары они вообще такие ребята, забавные. Им доверь воплощённых - не разобьют, так потеряют. Что я не так сказал? Гномов чуть не разбили, хильдор потеряли. Да и с эльфами. често говоря. дело не в гусях, а всё не ладно...
Не отпускает чудо-трава....
С уважением,
Антрекот
родителивалар виноватыОнижетравматики!
Сначала волочем эльфов в Валинор. Потом теряем часть по дороге (и их там, если бы не, просто понавырезали бы всех). Потом начинаем устанавливать подверженным смерти существам _законы_, несообразные их природе (понятно, чем руководствовался автор, но внутри текста это Валар, получается, страдают полным хтоническим непониманием ситуации - и предписывают гостям вполне жутковатые вещи, несмотря на это непонимание) и создаем конфликт на практически ровном месте. Потом в критической ситуации обращаемся с ними как слон с содержимым посудной лавки.
Потом умудряемся заклясть себя так, что потом напрочь _невинные_ граждане должны вывернуться наизнанку, совершить несколько чудес подряд, чтобы получить возможность _попросить_ за других невинных. (Я уж не говорю о том, что, вследствие всей этой каши, потом вышло с людьми.)
И финалом - феерический номер с Эндорэ и Нуменором. Тут уж и внутрисюжетное объяснение есть, сначала дули на воду, потом проморгали последствия... но.
Все это не снимает ответственности с разнообразных взрослых разумных, которые тоже могли бы что-то и соображать имеющимся у них разумом.
Ну например, что если стихия и сила ведет себя как слон в лавке, то, возможно, у нее _тоже_ соответствующих масштабов ЧП - и, собственно, оное ЧП из окна видать - вернее, не видать - и последствия его даже вообразить не очень получается - и лучше в этом состоянии всем лишние сутки подышать в стеночку и не принимать решений, тем более, необратимых, даже если очень хочется и даже если слон только что наступил на остатки хвоста со всей своей стихийной мощи.
Ну например, что - даже если вы оное слоновье сообщество послали к неоткрытому барлогу морийскому, то это не повод вот так сразу тыкать в одну родню острыми предметами - и предавать другую. И так далее.
Но констатировать, что господа Валар во всю эту эпическую кашу своей крупы добавили - и много дровишек поднесли - так добавили и поднесли же. По системному непониманию.
С уважением,
Антрекот
И так далее.
UPD из дискуссии выпал суффикс ова.
С уважением,
Антрекот
по незнакомству, видимо, с таким феноменом как выгорание и депрессия и неосознанию того, что существо, пребывающее в этом состоянии, не очень способно собой ответственно распорядиться.
А это вообще применимо к эльфам?
Вообще сама презумпция того, что валар смотрят на эльфов и не видят, а читатель читает и провидит в Мириэль именно депрессию наверное послеродовую, это тот способ чтения эпоса, который для меня слишком заковырист. Боюсь, и Толкин этого в виду не имел.
См. www.kulichki.com/tolkien/cabinet/kolzo_mo/finwe...
Там же чудная дискуссия о том, что же это такое вышло и кто виноват.
С весьма интересными выводами в процессе.
Но вот клиническая картина там: физически и духовно надорвалась, рожая/создавая ребенка, потеряла желание жить. Была надежда на восстановление (впоследствии, оправдавшаяся, кстати), но все не захотели ждать, втч. сами валар.
И это не "жестокое обращение с эльфами" - это расклад "все могли бы немножко подумать и избежать, не сделал никто, _в том числе_ и стихии и силы, которые считали, что разбираются в ситуации достаточно, чтобы издавать законы". Не по злобе и жестокости - а именно по непониманию ситуации и работе со смертными наощупь.
С уважением,
Антрекот
наносит неизгладимый ущерб, которым потом все объясняется**** тут лишнее слово _всё_. Не всё. И Феанор _мог_ подумать головой. Был бы невперенно личностно крут, а не только творчески. Но это не отменяет факта слонизма в посудной лавке, проявленного Силами во всей истории. То есть оно не только вследствие этого произошло. Но таки некоторая системная неаккуратность искомых валар - налицо.
Это ещё не касаясь вопроса про ***заклясть себя так, что потом напрочь _невинные_ граждане должны вывернуться наизнанку,*** и так далее. Потому что там мне уже сложно видеть просто неаккуратность и "наощупь", на мой вкус оно это... с преступной халатностью граничит.
А некоторая неаккуратность — это полупустой стакан. Можно смотреть и как «в целом отлично, но была пара проблем»
Просто были это именно ошибки - и системные.
_ЛАЙТ_, она, на мой взгляд, увы, халатность, но не преступная - потому как действовавшие лица пребывали не вполне в себе (в самом буквальном смысле слова) в результате преступной деятельности еще одного всем нам известного лица, учинившего вовне (части) их и внутри их (об этом забывают почему-то) крупномасштабную экологическую катастрофу. Напоминаю, их трясло и лихорадило много лет от самого факта, что в Амане кто-то _умер_ (причем вследствие действий, которые не должны, не могут вызывать смерть).
С уважением,
Антрекот
и при встрече оного творца с драконом беспокоиться надо за дракона... ))))))
во-вторых, не ошибается тот. кто ничего не делает, не?
1) она рассказана так, как ее увидели эльдар, которых в этом раскладе больше занимали собственные проблемы и которым часть ситуации была просто _не видна_;
2) и пересказана автором со специфическими религиозными убеждениями (каковой в теории вполне допускал, что стихии и силы способны совершать добросовестные ошибки, уставать, упускать что-то из виду, не понимать каких-то вещей вовсе и не слушать здравых советов, если очень не хочется (история с переселением эльдар и позицией Ульмо по сему вопросу) и даже периодически об этом писал, но сносило его все время в совершенно иную сторону и этот крен формировал образ).
А если отрешиться и попробовать прикинуть, в каком, собственно, состоянии должны к этому моменту находиться валар, то удивительно, что они на поверхность еще не сотворенную луну не уронили, просто потому что все из рук валится.
С уважением,
Антрекот
Оно _кажется_ чудом только из недостаточности владения технологией. Любой самый зашибенский хэндмэйд (включая те самые феаноровы камни) состоит из двух вещей - идеи и технологии. Самый заковыристый штучный предмет, сделанный однажды, можно повторить при наличии технологического уровня на порядок-другой выше. Просто поверь - я лично хорошо знаю, каков путь от чуда до поточного производства. И в рукотворные "чудеса" с некоторых пор не верю в силу более полного понимания предмета (самого принципа). От того, что камни _считались_ неповторимым венцом творчества, они таковым не были объективно (если рассматривать саму возможность их повторения, а не вероятность ее реализации в практических условиях). До тех пор, пока были деревья, свет которых можно было использовать. Вот после того, как исходники накрылись - тогда да, тогда оно стало неповторимым. Но чудом от этого не стало все равно.
читать дальше
Я сейчас не возьмусь дать определение, чего я имею ввиду, говоря про "чудо", но это лежит не в направлении отношений творца с творением - а в направлении отношений творения и мира. То есть чудо - мера изменения\влияния на мир, коммуникация. если угодно. Чудо - это то, что происходит с воспринимающей стороной от контакта с объектом. Обрати внимание там выше - я всё время сравниваю Сильмарили с. например. стихами. Но ты пишешь странное - что в стихах нет чуда (я имею ввиду - в хороших). Она вообще _во всём_, что делают Воплощенные, есть. Вот как Воплощенные - неразрывное соединение фэа и роа (и ключевое слово тут - неразрывное, это не сумма, это гештальт, ферштейн?).
Любой самый зашибенский хэндмэйд (включая те самые феаноровы камни) состоит из двух вещей - идеи и технологии. _Всё_ состоит из идеи и технологии.А сильмарили правил не нарушают, как я понимаю. Их и Древа не нарушают.
А главное - если б всё было так. как ты говоришь - сильмарили бы впечатлили только Эльфов. А они. обрати внимание. впечатлити и Валар тоже. Более того. Мандос русским валарином сказал. что в них заключена\с ними связана судьба Арды - воды, неба и земли. Так оно потом и вышло, если помнишь.
Правда, там где-то встречалось, что Эарендил прошел чары с помощью сильмарилла, но не ясно - в качестве "пропуска" или в качестве средства взлома защитной системы... Мне сдается, что чудогенератором там все-таки был не камень, а само желание эльфов его в Валинор припереть (и вообще "желание"). Ага, точно, само желание. А у тех, кто ещё пытался туда достучаться, всяко желания не было\было мало желания\они неправильно желали? Если помнишь, Тургон и Кирдан семь кораблей снарядили на предмет сделать то. что удалось Эарендилу.
Дерева их не нарушают - они их создают потому что. В этом я и вижу принципиальную разницу. Одно задает условия и дает материал, а другое использует уже наличествующие материалы и условия.
потому что Яванна делала то. по определению. что она может. нееет, не потому что она может, а потому что все другие не могут. Ее способности уникальны и для прочих - чудо. Для нее - это ее природа. Ее природа вообще чудо для остальных, кто заточен под море или там камни и железки. А у эльфов не так, они все в этом смысле одинаковые, у них есть склонности к тому или другому, но в остальном-то набор способностей (и ограничений) общий.
Вала может просто так взять и сделать всем светло или всем темно. Всем, изменив экобаланс всеобщей системы мира. Повторить не может тем же макаром, но так или иначе светло все равно сделать может. А у Феанора был невперенный шанс тоже всем светло сделать (_вместе_ с валарами поучаствовать в чуде хоть ресурсно), отдав сильмарили "на развод" и через это сделав реально утерянное чудо "обратно", но он его продолбал.
Про "судьбу" место мне везде не до конца понятно. В нашей реальности я в судьбу (в том виде, как в книгах) не верю вообще. Я очень даже допускаю наличие альтернативных реальностей, построенных на ее наличии, но не всегда понимаю, как оно там работает и где там причины, а где следствия. Влияние же камней на последующие события... я б сравнила с радиацией, например. Если в
не-свете деревьев был бы радиационный фон, а в последующем свете не было, то это объясняет все "волшебные" свойства камней типа того, что с ними можно приплыть туда, куда не приплыть без них... после исчезновения деревьев экосистема изменилась и наличие "старого света" полюбому должно производить спецэффекты. Которые тоже не чудо.И еще один момент мне вообще не понятен, тут уж я судить не берусь, но что-то подозреваю только... Там эти камни же еще Вара не то освятила, не то благословила, но так или иначе, а как раз валары что-то с ними потом сделали от себя, когда Мандос свое пророчество произносил...
не факт, что многое они сами не накаркали...Валар, может, и впечатлило, но особо ничего это в их отношении к Феанору не изменило. Они его не поставили с собой в один ряд (да и не могли).
А у тех, кто ещё пытался туда достучаться, всяко желания не было\было мало желания\они неправильно желали? Очень может быть. читать дальше
ну вот примерно это я тоже имею в виду, в том смысле, что чудо - не то, что делают (особенно, руками), а то, что может произойти или не произойти. Чудо - это событие. Которое - да - есть изменение состояния. Но событие - это не творение в смысле произведения искусства. Те же стихи - одного впечатлили, он проникся и с ним произошло что-то чудесное, а другому не понравилось, не проперло - ну стих и стих себе... Это только инструмент. Чудо не в них. Дугое дело если, например, Гэндальф прочитал бы заклинание и превратил бы кого-то в жабу... вот это было бы чудо, потому что это как и с валарскими способностями - способности мага влиять на реальность, которых нет у других. Заклинание - чудо в том случае, если оно срабатывает автоматически, независимо от того, понравилось ли его слушать жертве или она его вообще не слышала. А если оно срабатывает тем, что жертва слышит и впечатляется и вне зависимости от свойств того, кто произносит - это уже не чудо, а техника влияния...
И еще - чудо либо нарушает правила (как в случае с береном или Эарендилом), либо их устанавливает (как в случае с валарскими способностями сотворять мир).
Дак вот, камни Феанора событием такого масштаба, чтоб быть чудом, не были. Тут размер влияния имеет значение. Или всеобщий, или частный... Ну впечатляли они, да... но принципиально в мире это ничего не меняло. А вот что меняло - это наличие в мире баночки для света, которой не было до. ИМХО, за цацками все сильно недооценили настоящее открытие и ценность-то. Все могло бы иначе обернуться, если б тамошние тогдашние жители были чуть более практичны, чем амбициозны )
но особо ничего это в их отношении к Феанору не изменило. Они его не поставили с собой в один ряд Вот откуда эта идея, что он _хотел_ в этот ряд? Что дело было в этом? Это гипотетическая штука, вообще-то. То есть я не исключаю. он мог и под этим фонарём поискать. что потерял, даже возможно - как одна из рабочих идей)
Очень может быть. Такой заход очень даже во многих случаях прочитывается и встречается (не в Сильме, а мне вообще) на каждом буквально шагу, почему бы ему не быть и здесь... Такой заход - чума. а кто его распространяет - её разносчики. Но к Сильму это и правда не относится. Если б Валары этим руководствовались - то были бы они тогда точно злонамеренные сволочи, которые пользуются властью для собственного ЧСВ))) К счастью, это не тот случай
не про Феанора
То, что для Йаванны высшее проявление себя, для других чудо. Они все друг для друга чудо, а для себя реализация своей сути.
Или топика. В смысле чуда.
И кстати, насколько мне известно, творец еще как может сотворить то, что сам же и посчитает чудом.
С уважением,
Антрекот
И кстати, насколько мне известно, творец еще как может сотворить то, что сам же и посчитает чудом. вот мне тоже кажется. что это вовсе не или\или)
А вот во всеобщем утверждении, что сделанное руками - никогда не чудо - таки есть обесценивание, ей-право.
Рекорд или шедевр изнутри не чудо, а результат максимального приложения усилий. Ничего в естественном течении событий не нарушено, из них просто выжат максимум.
ВОООТ, коротко и четко то самое. Логичный и нормальный результат, адекватный приложенным усилиям и умениям. Простая причинно-следственная связь.
Я не нахожу в этом обесценивания. Скорее, я не совсем понимаю, при чем тут обесценивание - от того, что не чудо, сделанное же не становится хуже! Оно вполне остается и шедевром, и рекордом... А хотение того, чтоб оно было еще и чудом - это уже из совсем другой области, из ОБВМа, который изначально к творению не привязан, а привязан к гордости или амбициям. Не творческим, причем. Если уж и обесценивание, то вовсе не творения, а чудесатости. Я супер-ценности, приоритетной ценности (в отличие от просто штатной, как многое другое, ценности) чуда не понимаю. онор для меня сродни ценности. создаваемой пиаром, что ли. Нечто искусственное и неподтвердждаемое.
Чем она, чудесатость, так хороша и желанна-то "по определению"? С моей точки зрения, с учетом того, что чудо - это изменение, внештатное влияние на реальность - то, что ты сделал чудо, говорит о власти менять мир. То есть это не о ценности, а о желании власти, при всех прочих альтруистических мотивациях желание делать чудо ради чудесатости - показатель тщеславия, что ли. И вообще, хотеть творить можно из разных побуждений, но ощущение власти там явно не последнее. Власти над материалом, над реальностью, соперничество с существующим... В процесе творения нефигово соблазна находится. В том числе поэтому, ИМХО, чем больше творец, тем громче падать, если запнется. А уж если на чудо замахиваться (целенаправленно, ценя чудесатость, а не по существу полезность и крутость, когда надо не светло, а чтоб обязательно
шашечкичудом светло) - это точно дорога в ад со свойствами автомагистрали.И да, для меня всегда было очевидным, чего это Бауглир взъелся. Я даже скажу несвойственную мне по романтичности вещь... Чудо - то, что можно делать только для других. читать дальше
потому что когда сам можешь - не прет, для чуда надо еще чтоб кто-то не мог. ып... Это для лучшести\первенства надо. Для шедевра, как раз.
И вообще, чем больше можешь сам, тем меньше для тебя чудес от других достается - типа у тебя лопата есть, иди сам накопай... То ли дело Сэм Гэмджи, например Так, теперь ещё и неискушённость сюда притянулась... Но вот что-то мне подсказывает, что тут ты крупно ошибаешься. Во-всяком случае в реальности околоПрофессорской. И подсказывает мне это книжка "Кузнец из Большого Вуттона". там герой - вполне себе Сэм Гэмджи - но его корчит от неловкости именно в ситуации, где маникюр со стразами пытаются назвать волшебством. и много я такого народу знаю. Потому что волшебство - ну, или чудо, если уж мы это слово взяли - оно созвучно истинному в душе и пальцем со стразами его не обманешь.
Ладно. я уж выше сказал. что тут системообразующий постулат лежит - и он явственно разный. Это штука недоказуемая)
Если уж и обесценивание, то вовсе не творения, а чудесатости.
Называть чудом все подряд, особенно вещи штатные, хотя и редкие — вот уж точно обесценивание именно понятия чуда.
А мне в данном случае куда ближе то, что сформулировал Быков.
ВОООТ, коротко и четко то самое. Логичный и нормальный результат, адекватный приложенным усилиям и умениям. Простая причинно-следственная связь.
Я не нахожу в этом обесценивания. Скорее, я не совсем понимаю, при чем тут обесценивание - от того, что не чудо, сделанное же не становится хуже! Оно вполне остается и шедевром, и рекордом... А хотение того, чтоб оно было еще и чудом - это уже из совсем другой области, из ОБВМа, который изначально к творению не привязан, а привязан к гордости или амбициям. Не творческим, причем. Если уж и обесценивание, то вовсе не творения, а чудесатости. Я супер-ценности, приоритетной ценности (в отличие от просто штатной, как многое другое, ценности) чуда не понимаю. онор для меня сродни ценности. создаваемой пиаром, что ли. Нечто искусственное и неподтвердждаемое.
Чем она, чудесатость, так хороша и желанна-то "по определению"? С моей точки зрения, с учетом того, что чудо - это изменение, внештатное влияние на реальность - то, что ты сделал чудо, говорит о власти менять мир. То есть это не о ценности, а о желании власти, при всех прочих альтруистических мотивациях желание делать чудо ради чудесатости - показатель тщеславия, что ли. И вообще, хотеть творить можно из разных побуждений, но ощущение власти там явно не последнее. Власти над материалом, над реальностью, соперничество с существующим... В процесе творения нефигово соблазна находится. В том числе поэтому, ИМХО, чем больше творец, тем громче падать, если запнется. А уж если на чудо замахиваться (целенаправленно, ценя чудесатость, а не по существу полезность и крутость, когда надо не светло, а чтоб обязательно
шашечкичудом светло) - это точно дорога в ад со свойствами автомагистрали.И да, для меня всегда было очевидным, чего это Бауглир взъелся. Я даже скажу несвойственную мне по романтичности вещь... Чудо - то, что можно делать только для других. читать дальше