Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
"креационистов". Недоумеваю в очередной раз. Мне кажется, что там спор принципиально невозможен - если, конечно, креационисты были бы последовательны, потому и кавычки.)))
Потому что, перефразируя Жанну Деву - "почему вы думаете, что Господу не во что его одеть не под силу создать эволюцию? " Он, вообще-то, Всемогущ, он даже мышь сожрать может.
А уж аргумент про то, что эволюционные формы не похожи на осмысленный план... Как говорится, где вы были, когда Он творил сову, чтобы судить об осмысленности?
Но самое смешное, что, если прийти с этими аргументами в дискуссию, - то почти наверняка накинутся с двух сторон)))))
О, да!
Ну вот тебе откуда известно, что он всемогущ? Тут не вопрос "откуда известно". Тут вопрос - "от какой аксиоматики отталкиваемся в рассуждениях".
и с идеей, что мир был кем-то сотворён. Креационистом человек перестаёт быть только если сомневается в последнем. Вот и я про тоже. Мне именно исходя из этого действительно не вполне понятно, почему некоторые христиане перевозбуждаются так на каждое палеонтологическое открытие)))
У слова יום два основных значения: «светлое время суток» и «сутки». Бывают конструкции, которые можно понять как «период времени», вроде «и было во дни Амрафела, царя Сеннаарского» — но в той части, которую мы обсуждаем, специально уточняется, что был вечер и было утро. На буквальном (хотя и не у всех направлений одинаковом, что довольно весело) понимании библейской хронологии базируется очень много всего — от семидневной недели до иудейского и византийского летоисчислений. О том, буквально ли следует понимать шесть дней творения и юную Землю, спорили ещё во времена Оригена Адаманта и Василия Великого, и ни одна из позиций не была полностью маргинальной. Эти споры отличаются от современных тем, что у тогдашних спорщиков ещё не было современных геологии и палеонтологии, т.е. их нельзя было использовать как аргументы в защиту метафорического понимания.
Человека, разумеется, ничто не может обязать верить в каждое слово. Точно так же его ничто не может обязать выборочно верить только в те куски, которые считает последовательными посторонний человек.
Среди христиан и иудеев много таких, кому не хочется отрицать науку, но хочется сохранить религию — но много и таких, которым на первое пофигу, а важно лишь второе. Одни аргументируют, что автор текста отлично знал, сколько Земле лет и как она возникла, и придумывают причины, по которым он решил написать совсем другое. Другие аргументируют, что в тексте написана буквальная правда, а наука ошибается. Есть, очевидно, и другие выходы. Но все, кто причисляет себя к религии, чьи догматы расходятся с научными представлениями о мире, чем-то вынуждены поступиться. Тот, кто примиряет религию с наукой или рвёт с религией вовсе, удобнее для окружающих, чем тот, кто лезет менять школьную программу по биологии — но это не вопрос последовательности, это вопрос ценностей.
Лично я верю в то, что изложено в тексте молитвы "Credo" - плюс непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии и непогрешимость римского первосвященника, когда он "с кафедры", если ты понимаешь, про что я толкую))))). А всё остальное - абсолютно опционально.
что был вечер и было утро. На буквальном (хотя и не у всех направлений одинаковом, что довольно весело) понимании библейской хронологии базируется очень много всего — от семидневной недели до иудейского и византийского летоисчислений. ??? что из этого следует? На здоровье, пусть базируется. Это не делает буквальное прочтение обязательным.
У слова יום два основных значения: «светлое время суток» и «сутки». Прекрасно. А как это мешает метафорическому прочтению? Мы говорим "утро" и "вечер" жизни, "заря детства" и прочие прекрасные штуки. У нас циркадные ритмы в биос прошиты - причём прошиты как _время основной активности_. Я бы удивилась,
если бы Святой Дух взялся читать диким пастухам курс современной физики, если бы там были какие-то другие сложные абстракции, а не интуитивно понятный каждому образ.О том, буквально ли следует понимать шесть дней творения и юную Землю, спорили ещё во времена Оригена Адаманта и Василия Великого, и ни одна из позиций не была полностью маргинальной. Я в курсе. Мы сейчас, кажется, от темы ушли). Я не о том говорю, что об этих вариантах нельзя спорить - да сколько влезет, лишь бы на здоровьичко))). Я говорю о том, что я не вижу, в чём а) профит креационистов в рекомых в сабже дискуссиях, потому что либо ни одна кистепёрая рыба не только не опровергает акт творения, но и принципиально _логически_ не может опровергать (если мы принимаем постулат, что да, Он творил, но мы не знаем, _как конкретно_) - либо вера их слаба,
потому что они пришли без зонтов; и б) в чём профит эволюционистов - потому что, опять же, опровержение _буквального_ прочтения Библии не опровергает веры в акт творения. То есть чего хотят высокие дискутирующие стороны?)))Но все, кто причисляет себя к религии, чьи догматы расходятся с научными представлениями о мире, чем-то вынуждены поступиться. Так это если расходятся!)))) Ключевое слово здесь - догмат. Для того, чтобы попасть в описанную тобой неловкую ситуацию, надо, для начала, знать, где
расходятсядогмат, а где опционально. Меня же поражает, повторюсь, факт того, что, например, православные (не буду врать, не могу припомнить ни одного из наших, но уверена, что есть) - ведут себя так, как будто им креационисты на именно догмат наступили. А между тем - нет. Догматы - положения, принимаемые на веру, и при этом такие, которые разделять, чтобы быть, например, православным, строго необходимо. Такой список для того, чтобы быть римо-католиком, я перечислила в первом абзаце (если что пропустила - то оно уж точно непро кистепёрую рыбупротиворечит современной антропологии))). Православные христиане даже два добавочных пункта разделять не должны)))) Чего нервничают, спрашивается?Как мы уже согласились, нет чего-то такого, во что человек верить обязан. Оно не является обязательным (и лично мне, например, видится стрёмным) — но является довольно распространённым и аргументированным.
>Я бы удивилась, если бы там были какие-то другие сложные абстракции, а не интуитивно понятный каждому образ
Древнееврейский язык не так уж беден. На нём можно сказать «тысячи тысяч лет»
>в чём а) профит креационистов
У разных разный, но обычно творение через эволюцию в их взгляды не вписывается (хотя видообразование через эволюцию в принципе может и вписываться, из-за чего некоторые накрутили всю эту кутерьму вокруг барамин). Аргумент про всемогущество работает в обе стороны: богу вполне по силам создавать виды через эволюцию, но ему также вполне по силам создать горные породы сразу с окаменелостями и напластовать их в нужном порядке. На мой вкус это приблизительно одинаково смешно.
>и б) в чём профит эволюционистов
Как ты уже заметила, чтобы спорить с креационистами такого образца, не обязательно даже быть неверующим.
>Так это если расходятся!
Пожалуй, я некорректно употребил слово «догмат». Ослаблю: то, что конкретный верующий считает неоспоримой истиной, исходящей от его религии, даже если такая точка зрения там не обязательна.
в лучшем случаемаловерия, о чём, собственно, я и писала.))) Последовательный креационист, верящий в любой вариант авраамитического бога (вдогматыопределения которого входит и всемогущество и непознаваемость) - не должен спорить с эволюционистами за отсутствием предмета спора))) Но ключевое тут слово - последовательныйИдея про метафоры не нова, но идея, что это метафоры для современных представлений об истории Земли и жизни на ней — она как раз новая, и придумана скорее от безысходности. Если «наземные растения появились на второй день, а солнце и луна на четвёртый» и «птицы появились на пятый день, а наземные животные на шестой» можно считать метафорой для того, что случилось на самом деле, а не просто совершенно левой историей — то почему не могут быть метафорой описания могущества бога? У нас нет научных данных, которые подтверждали бы, что он может хоть вообще что-то, не то что творить жизнь посредством эволюции. В чём разница?
картинка в тему
Про картинку - так и бесы веруют и трепещут - кольми паче сатанистам, не?
Не уверен, что знаю про Гагарина)
На следующий день после полёта Гагарина молодой задорный комсомольский активист в глухой деревеньке в псковских лесах встречает на улице местного батюшку. И кидается к нему с криком: "Вот ! Вот ! Гагарин в космос летал - и никакого бога там не видел!!! Религия - опиум для народа!! Нечем вам, попам, теперь крыть!!!" Батюшка степенно выпрямляется, смотрит на юношу с доброй и строгой улыбкой и говорит, сочно окая: "Зато Господь Гагарина видел - и благословил!"