Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Что-то по ф-ленте вчера какой-то был особый день. Народ, гляжу, плющило и таращило. Я сам с тоски и температуры решил (Модерн токинг послушать) Достоевского почитать, всё лучше холиваров может вырвет. И вот скажите мне, дорогие френды. Это мне только кажется - или у Ф. И. и правда все герои полусумасшедшие? Интересно, оно так специально задумано было, или это козявка в проективном тесте повесилась?...
А главное - читаю я предисловие - а там всё гиганты критической мысли пишут, что такой-то персонаж - такие-то высоты духа, а этакий-то - вона куда нравственное чувство. А я там ничего, кроме тотального безволия и нежелания пошевелить мозгом, не вычитываю. То есть мне упорно кажется, что Тэффи и Достоевский пишут примерно про одних и тех же людей и про сходные ситуации.
А главное - читаю я предисловие - а там всё гиганты критической мысли пишут, что такой-то персонаж - такие-то высоты духа, а этакий-то - вона куда нравственное чувство. А я там ничего, кроме тотального безволия и нежелания пошевелить мозгом, не вычитываю. То есть мне упорно кажется, что Тэффи и Достоевский пишут примерно про одних и тех же людей и про сходные ситуации.
Разумеется, чтобы Достоевский был близок, нужна известная склонность к философии. У Набокова ее не было, он его и не любил. (Я люблю обоих) Тэффи тут не при чем. Она не изображала философов. Люди у нее обычные люди, не те, кто одержим идеей. А люди Достоевского — это люди, живущие жизнью мысли, — они и не могут быть такими же, как все, как те, кто живет бытом.
По Достоевскому в мире, как у Платона, за миром видимости, есть мир сущностей. Вот Бердяев чудно сказал: «Сквозь внешнюю фабулу, напоминающую неправдоподобные уголовные романы, просвечивает иная реальность.»«Людей связывают не только те отношения и узы, которые видны при дневном свете сознания. Существуют более таинственные отношения и узы, уходящие в глубину подсознательной жизни. У Достоевского иной мир всегда вторгается в отношения людей этого мира. Таинственная связь связывает Мышкина с Настасьей Филипповной и Рогожиным, Раскольникова со Свидригайловым, Ивана Карамазова со Смердяковым, Ставрогина с Хромоножкой и Шатовым. Все прикованы у Достоевского друг к другу какими-то нездешними узами. »
А безумие играет роль условного приема, позволяющего отойти от поверхности, от мира вещей, — взглянуть на мир иначе.
Разумеется, бывает, что какой-то писатель просто чужд и ближе не станет. Всех писателей любить нельзя.))))
Эльже По-моему - тоже. А вот герои... Ну, мне сегодня пришло в голову, что это как если б одну и ту же событийную канву рассказывала ты - и, к примеру, гам какой-нибудь))
Janusz Cienkowski Ну, может, у нас реальность сильно к лучшему изменилась, не знаю. В школе я один любил Достоевского, а все прочие - Толстого)))